История кинематографа подарила нам немало громких имен, чьи произведения пережили время и даже сегодня смотрятся так же свежо, как и в десятки лет назад. Мне сложно представить, что было бы с кино сегодня, если бы не такие режиссеры, как Кубрик или Кэмерон. Но если копнуть глубже, то на первый план выйдет Альфред Хичкок, непревзойденный мастер ужаса. Его «Психо» и «Птицы» сегодня пугают ничуть не меньше, чем в середине прошлого века. Коль скоро в Голливуде сегодня есть определенная мода снимать кино о кино, то фильм про Хичкока является вполне трендовым. К тому же, он на фоне «Артиста» или «Повелителя времени» вышел куда более динамичным, интересным и понятным массовому зрителю.
Конец 50-х, Альфред Хичкок на пике успеха. Его фильмы неизменно собирают кассу, и каждая его работа воспринимается зрителями «на ура». Альфред хочет снять что-то совершенно на него не похожее и наталкивается на роман «Психо» про жуткого серийного убийцу. Киностудия отказывается финансировать фильм ужасов, опасаясь, что его не пропустит цензура и не примет зритель. Супруга Альфреда то же не в восторге от задумки мужа, но не мешает ему осуществить задуманное. Тем более, что Хичкок хочет вернуть старые добрые времена, когда они с Альмой делали свои первые шедевры. Жена в свою очередь так же хочет вернуться в те времена, когда она была сама собой, а не тенью именитого мужа. Но «Психо» Альфреда выходит скучным, а совместное написание сценария Альмы оборачивается обыкновенной попыткой соавтора склонить ее к адюльтеру. Судьба будущего шедевра, ставшего источником вдохновения не для одного поколения режиссеров, под угрозой.
Биографическое кино сложно сделать интересным. Его успех напрямую зависит от того, была ли в общеизвестной жизни героя какая-то изюминка, которую можно изящно обыграть. В «Король говорит» акцент был сделан не на том, что будущий король Англии судорожно пытался сохранить лицо трона и разрешить политический кризис в условиях надвигающейся войны, а на его заикании. В «Играх разума» упор сделали на то, как шизофрения главного героя и ее преодоление сделала его гениальным и признанным ученым. «Хичкок» не стал исключением, и на фоне истории создания фильма «Психо» зрителю предлагается разобраться в семейных делах великого режиссера. Наблюдать за этим ничуть не менее интересно, чем узнавать что-то новое о съемках известного фильма ужасов. Тем более, что сюжет фильма строится именно как повествование от первого лица – Альфред открывает фильм и подводит его итог.
Рассказ о жизни известного человека рассматривается сквозь призму его семейных отношений не впервые. В фильме «МЫ. Верим в любовь» рассказывается об английской истории через любовный треугольник с участием короля Эдуарда восьмого и супругов Симпсон. Даже в «Железной леди» подчеркивается важность мужа в жизни Маргарет Тэтчер. Я лишь повторюсь, что только в «Хичкоке» подобный прием не вызывает зевоту у неподготовленного зрителя. Быть может, это обусловлено самими фигурами Альмы и Альфреда, но сдается мне, что в жизни любой семьи не обходится без сарказма и взаимных подколок. Но нет, включишь любой исторический биографический фильм, и сразу тебя накрывает теплой волной пафос. В «Хичкоке» этого нет, зато есть сразу две линии сюжета – создание фильма и семейные неурядицы, каждая из которых удерживает интерес до последней минуты.
Честно говоря, я лишь к середине фильма опознал в Альфреде Хичкоке актера Энтони Хопкинса. Его выдали глаза, именно такой взгляд с каплей сумасшествия демонстрировал Хопкинс в «Молчании ягнят». Не разочаровала и Хеллен Миррен в роли жены Хичкока, а ведь очень часто бывает так, что один гениальный актер своим талантом затмевает остальную труппу. Ничего подобного в «Хичкоке» не произошло, нашлось место даже Скарлетт Йохансон, сыгравшей старлетку Джанет Ли.
Вердикт: качественное и интересное биографическое кино об Альфреде Хичкоке, которое будет интересно даже тем, кто не знает ни «Психо», ни Хичкока.
Понравилась рецензия? Подпишись на новые.